Добрый день, уважаемый читатель! Я закончил сезон поездок – за этот месяц побывал и на Кавказе, и в Сибири, и на Дальнем Востоке. Осталось выступить на двух конференциях, и в субботу я возвращаюсь домой, в Израиль, отдыхать на море, писать новые книги и готовить зимний проект – тренинговый лагерь в Таиланде. Сегодня я хочу представить Вашему вниманию одну статью, написанную в США более 100 лет назад – а затем поделиться с Вами очень важными, на мой взгляд, мыслями по поводу этой статьи. Но сперва – важная новость: Как не просто выжить в кризис, а ещё и вырасти и поднять прибыль? Вы – владелец бизнеса либо наёмный управляющий. Вы хотите, чтобы бизнес работал стабильно и чётко, как дорогие швейцарские часы, чтобы он рос и развивался, чтобы он приносил больше денег и требовал меньше времени. Вы мечтаете об этом уже не первый год, но... так не выходит. Скорее всего, Вы столкнулись с несколькими проблемами: - Продажи нестабильны, в кассе «то густо, то пусто»
- У конкурентов цены ниже, а Вы не можете снизить свои из-за издержек
- Рост бизнеса замедлился из-за нестабильной работы персонала
- Возникли проблемы с «незаменимыми» работниками
- Слишком много Вашего времени уходит на «текучку»
- Трудно найти работников, чья квалификация Вас устраивает
- Чтобы работа была сделана, приходится следить за всем лично
- Клиенты часто жалуются на качество и/или срыв сроков
Для того, чтобы Вы справились с этими и многими другими проблемами, и чтобы Ваш бизнес мог расти и развиваться, я подготовил для Вас особую учебную программу по отладке бизнес-процессов и работы персонала. С 23-го февраля по 8-е марта на тёплом море в Таиланде пройдёт тренинговый лагерь по бизнес-процессам, задача которого – дать Вам знания и инструменты для полной отладки Вашего бизнеса. Подробнее читайте тут >> Тренинговый лагерь спланирован таким образом, чтобы половина дня была посвящена учёбе, а вторая половина оставалась свободной для общения, отдыха на пляже, рыбалки, дайвинга, экскурсий и т.п. Первые пять дней будет идти учебная часть – лекции и ответы на вопросы, следующие семь дней будут посвящены внедрению изученного материала конкретно в Вашей компании. Такой тренинг-практикум я провожу лишь один раз в год, количество мест ограничено, и тем, кто не успеет присоединиться к нам в феврале, придётся ждать 2015 года. Так что заходите на страницу тренингового лагеря по бизнес-процессам прямо сейчас, читайте подробности – и пишите на адрес podpalmoy2014@gmail.com, чтобы записаться! P.S. До конца года действует особая скидка – не дожидайтесь роста цен, записывайтесь сейчас! Три важных мысли про письмо к Гарсии По бизнес-книгам и просто по Интернету уже много лет гуляет история про письмо к генералу Гарсии, которое в конечном итоге позволило США выиграть войну с Испанией – история яркая, поучительная, мотивирующая... Но есть в ней и свой подвох. Я бы хотел, чтобы Вы сперва прочитали эту статью, а затем поделюсь с Вами своими мыслями на этот счёт. На мой взгляд, это очень важные для понимания вещи, если Вы руководите бизнесом. Собственно статья «Послание к Гарсии» «Послание к Гарсии», Элберт Хаббард Во всей этой истории с Кубой один человек всё время появляется на горизонте моей памяти, как Марс в перигелии. Когда развязалась война между Испанией и Соединёнными Штатами, появилась необходимость быстро передать сообщение лидеру повстанцев. Гарсия был где-то в безбрежных горах Кубы – никто не знал где именно. Никакая почта, никакие телеграфные сообщения до него не доходили. Президенту было необходимо заручиться его поддержкой и срочно. Что делать!? Кто-то сказал Президенту: «Есть один парень по имени Роуэн, и если кто-нибудь вообще сможет найти Гарсию, то это именно он». Послали за Роуэном и вручили ему письмо для Гарсии. Как именно этот «парень по имени Роуэн» взял письмо, запечатал его в непромокаемый мешочек, привязал его к себе на грудь, за четыре дня высадился на побережье Кубы из обычной лодки, исчез в джунглях и через три недели вышел на другой стороне острова, пройдя пешком по враждебной стране и доставив письмо Гарсии – мне не хочется сейчас рассказывать подробно. Смысл в том, что МакКинли дал Роуэну письмо для Гарсии; Роуэн взял письмо и не спросил: «Где он сейчас находится?» Помилуй Бог! Есть ещё человек, чей облик нужно бы запечатлеть в вечной бронзе и поставить статую в каждом учебном заведении на планете. Не нужно учить молодежь по книгам, давать им наставления о том и сём – нужно лишь укрепить каждую их косточку, которая бы сделала их преданными товарищами, способными действовать должным образом, концентрировать свои силы; делать такие вещи – «доставить письмо Гарсии». Генерал Гарсия сейчас ушел в мир иной, но есть и другие Гарсии. Нет такого человека, из тех, кто взялся за дело, требующее участия многих людей, кого время от времени не поражала бы глупость среднего человека – неспособность или нежелание сконцентрироваться на одной вещи и довести её до конца. Бездарная помощь, дурацкая невнимательность, неряшливость, безразличие и работа вполсилы, похоже, стали нормой дня; и ни один человек не может преуспеть, разве только он кнутом и пряником или угрозами принуждает людей или подкупает других, чтобы те ему помогли; а может Господь Бог в добром расположении духа совершит чудо и пришлёт ему Ангела Света в помощники. Вы, читатель, проверьте это: вот вы сидите в офисе – шестеро помощников на расстоянии одного звонка. Позовите любого и попросите: «Посмотри, пожалуйста, в энциклопедию и сделай краткий обзор жизни Корреджо». Скажет ли ваш помощник тихо: «Конечно, сэр», и пойдёт выполнять поставленную задачу? Ставлю на что угодно, что нет. Он на вас посмотрит рыбьими глазами и спросит что-нибудь вроде: - Это кто такой?
- В какой энциклопедии?
- А где взять энциклопедию?
- Меня что, для этого нанимали?
- То есть, вы имели в виду Бисмарка?
- А что, Алексей не может этого сделать?
- Он что, уже умер?
- Это так срочно?
- Может, я вам принесу книгу, а вы сами посмотрите?
- А зачем это всё надо?
И ставлю десять к одному, что после того, как вы ответите на все его вопросы, и объясните, как найти информацию, почему она так важна, помощник пойдёт, возьмёт ещё кого-нибудь себе в помощники, чтобы найти Корреджо – а затем вернется обратно и скажет, что такого человека вообще не существовало. Конечно, я могу проиграть, но по закону средних величин вряд ли. Ну а если вы мудры, вы не станете объяснять своему «помощнику», что Корреджо нужно искать на букву «К», а не «Х», а хитро улыбнётесь и скажете: «Да ладно», пойдёте и посмотрите сами. И эта неспособность действовать самостоятельно, это моральная глупость, эта слабость воли, это нежелание с радостью ухватиться за верёвку и тянуть груз – это именно те вещи, которые отодвинули социализм в чистом виде настолько далеко в будущее. Если люди не будут действовать самостоятельно, что они сделают, когда результат их усилий на благо всем? Сможет ли такой человек доставить письмо Гарсии? «Видишь того бухгалтера?» — сказал мне как-то начальник цеха на большом заводе. «Ну и что?» «Он хороший бухгалтер, но если я его пошлю в город с небольшим заданием, он может его выполнить, а может и заглянуть в четыре забегаловки по пути, а когда доберётся до главной улицы, то забудет, за чем его послали». Можно ли доверить такому человеку доставку письма Гарсии? В последнее время мы всё чаще встречаемся с тем, что «угнетённые работники кошмарного предприятия с низкой зарплатой» и «бездомный путешественник в поисках достойной работы» вызывают плаксивое сочувствие, а в адрес людей наверху лишь изливаются потоки ругательств. Ничего не говорят о работодателе, который стареет быстрее времени в напрасных стремлениях заставить плохо пахнущих, никогда не достигающих успеха работников выполнить поставленную задачу; и о его долгом терпении, когда «помощник» лишь бьет баклуши, когда начальника нет рядом. В каждом цехе и на каждой фабрике идёт постоянный процесс отсеивания. Работодатель постоянно увольняет «помощников», которые доказали свою неспособность помочь интересам дела и набирает новых. И неважно, насколько хорошо идут дела в целом – этот процесс идёт постоянно: только если времена трудные и работу найти нелегко, этот процесс идёт более тщательно – но некомпетентных и недостойных выгоняют и выгоняют навсегда. Это определяет выживание тех, кто подходит лучше всего. Личные интересы заставляют каждого работодателя оставлять лучших работников – тех, кто может донести письмо Гарсии. Я знаю одного по-настоящему умелого человека, у которого начисто отсутствуют способности работать самостоятельно и в то же время он абсолютно бесполезен другим людям из-за постоянного безумного подозрения, что начальник его подавляет или планирует его подавить. Он не может отдавать приказы и не может их принимать. Дайте ему послание к Гарсии, и в ответ вы, возможно, услышите: «Ну и несите его сами!» Сегодня этот человек ходит по улицам в поисках работы и ветер дует в его прохудившееся пальто. Никто его не нанимает, потому что он постоянно всем недоволен. До него не доходят разумные доводы и единственная вещь, которая может произвести на него впечатление – это носок толстого ботинка сорок пятого размера. Конечно, я знаю, что настолько морально пострадавших людей нужно жалеть не меньше, чем физических калек; но в нашем страдании давайте уделим слезу и тому человеку, который стремится поддержать нормальную работу великого предприятия, чей рабочий день не нормирован звонком, и чьи волосы быстро становятся седыми от борьбы за то, чтобы удержать в строю безразлично настроенных, безответственных имбецилов и неблагодарных, бессердечных «работников», которые, не будь их предприятия, были бы голодными и бездомными. Не слишком ли я закрутил гайки? Может быть и так, но когда весь мир восхищается трущобами, я хочу высказать слова признательности тому, что достигает успеха – тому, кто, несмотря на огонь и воду, направляет усилия других людей, а преуспев, ничего не получает; ничего, кроме лишь стола и одежды. Я носил с собой обед на работу и работал за дневную зарплату, но был и работодателем и знаю, что есть что сказать с каждой стороны. В бедности, самой по себе, нет ничего примечательного; оборванная одежда и лохмотья – не то, что я бы порекомендовал; все руководители не такие уж алчные и подавляющие, и в них больше добродетели, чем во всех бедняках. Мое сердце отдано тому, кто выполняет свою работу, когда «босс» уехал точно так же, как будто «босс» на работе. И тому человеку, которому вручают письмо Гарсии, тихо берёт послание, не задавая никаких идиотских вопросов, не испытывая никаких тайных желаний выбросить его на ближайшую помойку или ещё каких-нибудь, кроме того, чтобы доставить письмо адресату, не откладывает дело в «долгий ящик» и не бастует за повышение зарплаты. Цивилизация – это один долгий непрекращающийся поиск таких людей. Все, что такой человек не попросит, нужно ему дать. Его разыскивают в каждом городе, посёлке и деревне – в каждом офисе, магазине, складе и фабрике. Мир кричит в попытках найти такого человека; он нужен, очень-очень нужен – тот, кто сможет ДОСТАВИТЬ ПИСЬМО ГАРСИИ Понравилась статья? Она яркая, эмоциональная, красиво написана – и поэтом цепляет многих. Но у меня есть несколько острых вопросов к автору... Героизм подчинённых – некомпетентность начальников Первая моя мысль после прочтения этой статьи была о том, что ситуация, когда нужен Роуэн – это очень плохая ситуация. И особенно плохая – для бизнеса. Есть прекрасная фраза: «Героизм подчинённых начинается там, где заканчивается профессионализм командиров». Если Вам в тот или иной момент нужен человек, который «сможет доставить письмо Гарсии», это означает, что Вы уже «опоздали на день и доллара не хватило», и теперь Ваши просчёты в аналитике, в планировании или в стратегии приходится компенсировать героизмом и надрывом подчинённых. Да, так можно работать на постоянной основе. Просчёты – героизм, снова просчёты – снова героизм. И снова, и снова... Эдакий бег на месте по граблям, когда Вы не учитесь на своих ошибках. И тогда Вам критически необходим лейтенант Роуэн, который будет брать мешок сухарей и консервов, и отправляться по адресу «пойди туда, не знаю куда», и возвращаться с результатом. Но при этом важно понимать две вещи. Во-первых, хорошо быть президентом США, у которого в подчинении несколько миллионов человек на государственной службе. Среди такой толпы всегда найдётся Роуэн, всегда найдётся свой Маресьев, свой Матросов и т.п. Если же мы говорим о малом или среднем бизнесе – совсем не факт, что Вам удастся найти хотя бы одного такого человека за всю Вашу жизнь. Так что нельзя строить свои планы на будущее в расчёте на то, что вот-вот придёт Роуэн и всё исправит. И, во-вторых, даже если такой Роуэн нашёлся – едва ли он будет готов совершать подвиги каждую неделю. А когда ему надоест отправляться в джунгли (или искать доктора Ливингстона, или добывать огонь трением, потому что в зажигалке закончился газ, а спички не завезли) – Вы вдруг обнаружите, что выживание Вашего бизнеса зависит от этого человека. И либо Вам придётся умолять его ещё раз совершить подвиг, либо Вашу компанию ждёт серьёзный спад, а то и вовсе банкротство. Что же делать? Не надеяться на Роуэна. Но и не пытаться заменить его, став Роуэном самому – если Вы будете искать Гарсию, кто будет управлять Вашим бизнесом? Вместо этого заранее организуйте бизнес-процессы таким образом, чтобы необходимости в чуде просто не возникало. Чтобы всё работало так, как должно работать, чтобы всё шло по плану и по регламенту, чтобы к тому моменту, когда Вам понадобится отправить письмо Гарсии, у вас с ним уже была налаженная связь. «Порядок бьёт класс». Компетентность руководителя делает ненужным героизм подчинённых. Отлаживайте свои бизнес-процессы. А я помогу Вам в этом. Типовая ошибка неопытного руководителя Вторая мысль была о том, что желание найти Роуэна, который всё сделает, не задавая вопросов – типовая ошибка начинающего руководителя. Недавно ижевский предприниматель Аяз Шабутдинов проводил конференции для потенциальных франчайзи – и посетовал со сцены, что-де не хватает людей, которым можно поручить доставить письмо к Гарсии. Например, скажешь человеку: «Закажи кофе» – и он не будет спрашивать: «Какой кофе? Сколько заказать? Когда надо? Куда доставить?», а просто возьмёт и закажет. Когда я услышал об этом, я вздрогнул. Потому что руководителям, конечно же, очень хочется, чтобы всё было именно так. Чтобы подчинённые не задавали по 20-30 вопросов, а просто шли и делали работу. Вот только одна беда. В реальном мире (а не на облаке, населённом ангелами) тот подчинённый, который не задаёт вопросов, почти наверняка закажет либо не тот кофе, либо не в том объёме, либо невовремя, либо доставит не туда, куда надо – а скорее всего, наступит на все эти грабли одновременно. Если же руководителю хочется, чтобы получив задание, подчинённый шёл и выполнял его – надо научиться правильно ставить задачи. Понятно, грамотно и технологично. И тогда Вам совершенно не нужен Роуэн, тогда любой вменяемый работник, который успешно прошёл тест при найме, способен выполнить поставленную задачу именно так, как Вам было нужно. - Да и в этом случае лучше переспрашивать: «Понял ли ты, что нужно сделать? Тогда перескажи своими словами!»
Но это управленческий навык. Навык, которому надо учиться. И брать на себя ответственность, если в результате выполнения Ваших распоряжений что-то пошло не так. И снова учиться. А вот если учиться не хочется и утруждать себя не хочется – тогда, конечно, очень хочется, чтобы был Роуэн. Поэтому если Вы обнаруживаете, что тоскуете по Роуэну, который способен понять Вас с полуслова... Скорее всего, это означает, что Вы недостаточно хорошо выполняете свою работу руководителя и недостаточно чётко ставите задачи подчинённым. - И ещё важно понимать, что в такой ситуации подчинённые, которые задают много вопросов – скорее всего, спасают Ваш бизнес, затыкая те дыры, которые оставили Вы. Бояться надо как раз тех, кто не задаёт вопросов, а берёт под козырёк и бежит исполнять
Так что выбирайте, леди и джентльмены, что Вам ближе – повышать свою компетенцию руководителя или же ждать Деда Мороза лейтенанта Роуэна, который будет Вас понимать с полуслова. Ах, да. И ещё подумайте, что будет с Вашим бизнесом, если Роуэн так и не появится? Трусость и безответственность – этого ли мы ждём от руководителя? Третий (и последний) момент, на который я хочу обратить внимание в этой истории – желание найти лейтенанта Роуэна является ещё и проявлением трусости и желания переложить ответственность на кого-то другого. Ведь если не справился с порученным делом Роуэн – это он виноват, а не наниматель. Это Роуэн не в порядке, это Роуэн бестолковщина... а с тем, кто поручил ему дело, всё ОК, так? Да только это самообман. Вы, как руководитель бизнеса, отвечаете за всё, что в нём происходит. Пусть не перед законом, но всё же отвечаете. Например, подчинённый не справился с задачей, дело оказалось провалено. Конечно, он заслуживает порицания. Но задайте себе несколько вопросов: - А кто нанимал этого подчинённого?
- Кто выбрал именно его для выполнения этой работы?
- Кто ставил и разъяснял ему задачу?
- Кто определял для него приоритет этой задачи среди других?
- Кто контролировал промежуточные результаты?
- Кто не позаботился вовремя передать задачу другому исполнителю?
- И кто на самом деле виноват в провале – исполнитель или этот таинственный «кто-то»?
Конечно, леди и джентльмены, каждому из нас порой хочется, чтобы за ошибки, сбои и проблемы отвечал кто-то другой – думаете, мне не хочется? Но позиция «это я отвечаю за происходящее с моим бизнесом» – гораздо более зрелая и гораздо более продуктивная. Попробуйте – и убедитесь сами. Как со мной списаться Пишите мне на адрес a-l@kursy.ru. Если же письмо осталось без ответа или вернулось (что иногда случается из-за ошибок спам-фильтров), Вы можете послать мне письмо через форму на этой странице - такие письма я получаю всегда. Пишите мне. Предлагайте свои идеи для рассылки. Делитесь своим опытом. Задавайте вопросы. Рассказывайте о себе и своём бизнесе. Пишите! Всего доброго! С уважением, Александр Левитас. Вы - предприниматель, владелец бизнеса, директор или менеджер? Авторские семинары Александра Левитаса помогут Вам наладить работу персонала, поднять собственную эффективность, с небольшими вложениями привлечь новых клиентов, поднять отдачу от рекламы, наладить взаимовыгодное сотрудничество с другими бизнесами и в результате поднять доходы Вашего бизнеса. Подробнее » | | P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из Ваших коллег или друзей и может помочь ему в бизнесе - пожалуйста, перешлите ему это письмо. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий